Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦОбычная версия сайта

629650,

ЯНАО, Шурышкарский район,

с.Шурышкары, ул.мира, д.4

+7 (34994) 62-3-74

Главная \ Для учеников \ Рекомендации по ЕГЭ часть С

Рекомендации по ЕГЭ часть С

Рекомендации для старшеклассников по написанию сочинения части «С» единого государственного экзамена по русскому языку.

    В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 17—ФЗ в 2008 году в субъектах Российской Федерации государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании представлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере образования.

    Единый государственный экзамен по русскому языку с 2005 года стал обязательным для всех выпускников общеобразовательных учреждений.
   На едином государственном экзамене по русскому языку выдвигаются к сочинению следующие требования:

  1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерного цитирования.
  2. Сформулировать позицию автора.
  3. Объяснить, почему выпускник согласен или не согласен с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного или читательского опыта (не менее трех аргументов).

    Работа над сочинением начинается с определения проблемы. Так как все части сочинения взаимосвязаны, то неверное определение проблемы ставит под угрозу всю работу.

Что такое проблема?

    Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную.

Что значит «прокомментировать» проблему?

    Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Как выявить позицию автора?

   Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный
в тексте.

   Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте может потребовать от вас значительных усилий. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».
 

Как аргументировать свою позицию?

    В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

   Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое надо доказать);
  • аргументация (доказательства, доводы);
  • вывод (общий итог).

   Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.

   Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...».

   Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

   Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени.

   Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;
  • доступными, простыми, понятными;
  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

 
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора неубедительна. Однако в случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности.

    Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания, потому что последний фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

 

Заключение

Несколько советов при выполнении задания «С» ЕГЭ.

1. Внимательно прочитать рецензируемый текст.

2. Постарайтесь дать ответ на вопрос «Что известно вам об авторе текста?».

З. Вдумайтесь в тему и проблему (проблемы) текста. Ответьте на вопрос: «О чем идет речь, и что об этом думает автор?».

4. В чем художественное своеобразие предложенного текста: язык (языковые средства выразительности), стиль, мастерство автора.

5. Определите, какой жанр, тип и стиль речи вы изберете для вашего сочинения: рецензию или эссе? В любом случае это должно быть рассуждение — ведущий тип речи в обоих жанрах.

б. Дайте свою оценку прочитанному. Определитесь, разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним. В первом случае ищите дополнительные доказательства: примеры из вашего жизненного опыта, информацию почерпнутую из книг. Во втором случае найдите контраргументы. Подумайте, как вежливо возразить автору, как защитить свое понимание проблемы.

7. Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения:

  • С чего начать сочинение?
  • О чем писать в основной части работы?
  • Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности использованных в нем? (эта часть сочинения не является обязательной).
  • Какие языковые средства использовать в сочинении, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?
  • Чем закончить свое сочинение (вывод)?

8. Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок:

  • не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых в тексте проблем, их интерпретация;
  • не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится...,» «автор этого текста пишет...» и т. п.;

не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте.